Масштабно синтаксические структуры

АМП изучает строение, структуру музыкальных произведений в их связях с содержанием музыки. Особый раздел АМП-учение об основных типах строения произведений, то есть о формах в узком смысле. АМП изучает в основном европейскую профессиональную музыку 20 веков. Тем самым предполагается, что не изучается неевропейская музыка, фольклор, духовная, лёгкая и эстрадная музыка, джаз, старинная музыка, ультрасовременная.

Европейская профессиональная музыка опирается на музыкальное произведение-это особый феномен европейской музыкальной культуры. Музыка как вид искусства обладает своей спецификой. Из всех видов искусства только музыка одновременно является выразительной, временной, слуховой. В любом виде искусства есть форма и содержание. Содержание в любом искусстве-это прежде всего человек и окружающий мир.

Форма-это то, как организованы элементы содержания. В широком смысле форма в музыке-это содержание всех выразительных средств какого-либо произведения. Форма в узком смысле-тип структуры произведения 3хчастная форма, рондо, вариации. Давно замечено, что музыка обладает огромным воздействием на человека миф об Орфее.

Музыке часто приписывали божественные св-ва. Секрет воздействия музыки во многом связан с её слуховой природой. Но, слухом мир воспринимается не так, как зрением. Даже эмоциональная реакция людей на зрительные и слуховые впечатления во многом противоположны. Зрительные впечатления более богаты, чем слуховые, но слуховые впечатления более активны, легче настигают человека и всегда связаны с действием, движением. Звук способен минуя слово сразу передать сильные эмоции, словно заразить этой эмоцией.

Св-во музыки передать эмоции, слова — это сигнально-суггестивное воздействие. Это воздействие является общим для человека и животных. Оно действует на биологическом подсознательном уровне. Помимо него музыка воздействует через культурный соц.

Звучание органа, клавесина, медных-духовых и т. Изображение и выражение 2 основных способов раскрытия содержания в искусстве. Изображение-это воспроизведение внешних видимых предметов или явлений. В изображении всегда есть условность, своего рода обман. Изобразить, значит представить то, чего на самом деле нет. Выражение-это раскрытие внутреннего с помощью внешнего. Оно менее конкретно, чем изображение, но элемент условности меньше. Само слово-выражение-направленное движение изнутри вовне.

Гармония и тематизм образуют основу системы музыкальных форм. Выразительные средства музыки — механизм воздействия музыки связан со спецификой элементов музыки: Отдельное выразительное средство не имеет одного постоянного значения, а обладает целым кругом выразительных возможностей в этом смысле выразительное средство подобно слову языка. Должна быть ямбичность, то есть акцент на 2 долю гимн РФ, Шопен этюд ми мажор, ор. Любой выразительный эффект достигается с помощью не одного, а целого ряда выразительных средств Бетховен финал 5 симфонии, гл.

Это и переход от 3 части к финалу с огромным крещендо - ликование, победа. В этом случае средства усиливают друг друга, действуют однонаправленно. Гораздо реже встречается разнонаправленное действие выразительных средств, когда они словно противоречат друг другу.

Мажорный лад, неторопливый темп здесь сочетается с жесткостью и диссонантностью гармонии, то есть чувство горечи и обиды словно спрятано в душе. Противоречие выразительных средств часто возникают в музыке. Побочная тема в репризе — светлый образ словно искажён и отравлен из-за хроматических подголосков в басу. Музыкальный стиль — система музыкального мышления, проявляющаяся в выборе определённого круга выразительных средств.

Стиль — общее в различном. Может пониматься более широко: И более узко — стиль позднего ил раннего творчества композитора; стиль одного произведения. Музыкальные жанры - виды, типы музыкальных произведений, исторически сложившихся в связи с различными социальными функциями музык, определёнными типами её содержания, жизненным предпочтением, условиями исполнения и восприятия.

Есть жанры более точные и конкретные по содержанию вальс, марш , с другой стороны марш можно определить ещё точнее: Сюита, симфония, квартет, концерт-жанры не очень общие, широкие по смыслу. Для более глубокого понимания содержания музыки важно уметь правильно определить жанр.

Шопен Прелюдия до минор траурный марш. Все жанры развиваются от прикладных утилитарных к художественным эстетическим. В широком смысле форма в музыке - это содержание всех выразительных средств какого-либо произведения. Форма в узком смысле - тип структуры произведения 3хчастная форма, рондо, вариации. В самом общем плане движение музыки осуществляется 2 основными способами: Сходство и контраст — это абстрактные понятия, которые могут существовать реально только в известных пределах: Сходство и контраст в музыке — это некие крайние точки, между которыми бесчисленное количество их сочетаний и промежуточных вариантов.

Производный контраст — это особое диалектическое соотношение 2х тем, при котором 2ая тема одновременно и контрастна первой и родственна ей. Темы контрастны в нескольких планах штрих, тональность, направленность , но у них общий ритм и мелодия. Тема — это музыкальная мысль, отличающаяся достаточно структурной оформленностью индивидуальностью и характерностью и лежащая в основе развития. Термин из риторики, где он означал предмет обсуждения. Обычно тема излагается в начале произведения, а затем повторяется точно или с изменениями.

Обычно в произведении несколько тем. Иногда в миниатюрах тема только одна. Шопен прелюдия ля мажор. Бах ХТК прелюдия до мажор. В произведении бывает также нетематический материал, который оттеняет темы и связывает их между собой.

Его называют также общие формы движения. Тема — понятие историческое, то есть её ещё нет в музыке Средневековья, а с другой стороны, она может исчезать в музыке 20 века.

Темы в полифонии и гомофонии существенно различны: Кроме того, тема может представлять собой фигурацию от лат. Шопен Фантазия-экспромт до диез минор. Шопен Этюд фа минор ор. Тематизм - это совокупность тем, объединяемых по какому-либо признаку. В музыкальном произведении выделяется три уровня организации: Они отличаются по психологии восприятия и по своим свойствам.

Фактурный уровень — это словно вертикальный срез в кратком промежутке звучания фактура — это строение музыкальной ткани. Здесь в основном действует слух: Синтаксический уровень — синтаксис в музыке — это небольшие относительно заключительные части в основном предложения и периоды.

На синтаксическом уровне слышны эти построения средней величины. Здесь есть ощущение движения музыки, появляется инерция восприятия. Опорой здесь служит речевой опыт, а также ассоциации с различными типами движения.

Композиционный уровень — уровень произведения в целом, либо его крупных законченных частей. Здесь включаются механизмы оперативной и долговременной памяти, навыки логического мышления. Ассоциативная база — сюжет, драматургия, развёртывание событий. Синтаксический уровень в музыке предполагает инерцию восприятия ощущения движения в музыке. Огромную роль здесь играет метр — чередование опорных и не опорных долей.

Деление на опорность и не опорность имеют большое значение во всей жизни человека. В музыке опорность и неопорность существует не только на уровне долей, но и на уровне 2,4,8 тактов, а также внутри каждой доли. В европейской музыке огромную роль играют квадратные построения, то есть 4,8, 16 такты.

В квадратных построениях очень важен принцип ямбизма:. Первый такт из 8 слышится как лёгкий , второй как тяжёлый, а далее инерция восприятия. Таким образом, нечетные такты будут лёгкими, а чётные тяжёлыми, но степень тяжести нечётных тактов разная:. Функции чётных тактов следующие: Одним из первых эту систему знаков препинания применил выдающийся немецкий теоретик Хуго Риман.

Квадратность может нарушаться разными способами: На синтаксическом уровне выделяются несколько устойчивых типов — масштабно-синтаксические структуры: Период — это наименьшая из музыкальных форм, содержащая одну, относительно законченную музыкальную мысль с древнегреческого окружность, обход. Период содержит одну тему. В Российской теории музыки под периодом понимается только устойчивое экспозиционное изложение темы. Периода не может быть в разработке, хотя внешнее сходство возможно. В форме периода часто пишется самостоятельное произведение небольших масштабов.

Период чаще бывает частью более крупного целого. Период характеризуется с 3х точек зрения: Исходя из этих принципов, различают: Период может быть не замкнутым, то есть не иметь заключительной каденции и переходить в неустойчивое развивающее изложение.

Иногда период может быть внутренне усложнён: Если каденции, завершающие оба больших предложения, сходны, то период называется повторенный, если не сходны, то сложный или двойной. Чайковский Сентиментальный вальс, Шопен Этюд ля минор ор.

В музыке эпохи Барокко часто встречается период типа развёртывания. В нём 3 смысловые части: Бах Итальянский концерт основная тема; Французские и английские сюиты начальные темы алеманды и куранты однако в сарабандах, гавотах, менуэтах встречается обычный период. Простая 2хчастная форма, первая часть которой период, а вторая не превышает периода. По сложности эта форма следующая после периода АВ.

Куплетная песня, где в запеве текст меняется, а в припеве сохраняется. Шопен вальс ля мажор ор. Лядов Музыкальная табакерка трио. Данный простой двухчастной формы бывает репризный и безрепризный. Репризная — где в конце 2ч. Чайковский вариации для фортепиано фа мажор тема. Григ баллада в форме вариаций тема. Простая трёхчастная форма — это форма из трёх частей, 1я из которых — период, а остальные не больше периода.

А экспозиция, начальный период , В середина , С реприза. Части формы могут повторяться по следующему принципу:. Бывает два типа середины: Середина по масштабу может быть равна начальному периоду, а также может быть больше или меньше его.

Музыкальный материал в середине излагается неустойчиво, то есть здесь обычно нет одной тональности, используются секвенции, мелкие, дробные построения, нарушается квадратность, если она была. Редкий пример 3хчастной формы с контрастной серединой Григ ноктюрн ор. Рахманинов Прелюдия до диез минор ор. Реприза в простой 3хчастной форме может быть точной da capo с итал.

Рахманинов Прелюдия соль минор ор. Обе темы сохраняют свой характер и тональность. Сложными составными называются формы, которые составлены из простых. Эти формы более масштабные, более развиты структурно, как правило, многотональные. Сложная 3хчастная форма — репризная форма, каждая часть которой превышает период:. Сложная трёхчастная с трио — это такая форма, где средняя часть пишется в устойчивой простой 2х или 3хчастной форме.

Эпизод — это часть на новом материале, не содержащая простой устной формы. Напоминает разработку сонатной формы. Сложная трёхчастная с трио встречается в танцевальной музыке, а так же в менуэтах и скерцо, сонатно-симфонических циклах. Тональности средней части обычно другие.

Это одноименный лад, параллель, субдоминанта. Средняя часть обычно носит яркий контраст. Может меняться темп обычно медленнее. Но при переходе к общей репризе контраст обычно сглаживается:. Реприза может быть точной da capo или видоизменённой. Реже, со сменой темпа. Возможно вступление и кода. В коде может повторяться материал средней части — трио или эпизод. Особые разновидности сложной 3хчастной формы: Шопен мазурка си мажор ор.

Шопен Ноктюрн соль мажор ор. Внешне схема этой формы совпадает со схемой рондо. Разница — это отсутствие переходов и связок в сложной 3хчастной и их наличие в рондо. Эта форма связано с традициями легкой развлекательной музыки. Менуэт — Трио1 — Менуэт — Полонез — Трио2 — Менуэт. Мендельсон Сон в летнюю ночь Свадебный марш Тема — трио1 — Тема в сокращении — трио2 — тема — кода. Шопен Полонез соль диез минор ор. Иногда встречается усложнение сложной 3хчастной формы, при которой её части пишутся не в простых формах, а в более развитых.

А сонатная форма В трио А сонатная форма. А сонатная форма без разработки В трио А сонатная форма без разработки.

Довольно часто бывают случаи формы промежуточной между простой и сложной 3хчастной формой:. Сложная двухчастная форма — это безрепризная форма, в которой хотя бы одна из частей написана в устойчивой форме, превышающей период.

Это возможно в вокальной музыке, в опере, где имеется текст и сюжет. Но бывает, что оба раздела примерно равны по значению, происходит развитие образа, и возвращение к исходному состоянию не требуется.

Концентрическая — многотемная форма, относится к сложным формам.

Масштабно-тематические структуры — Википедия

В центре лебедь-птица раскрывает тайну своего происхождения Д. Вариации — это форма, сост. Из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Другое название вариационной формы — вариационный цикл. Варьирование — один из важнейших принципов развития в музыке, понимаемый чрезвычайно широко. Специфика вариаций в одновременном действии двух противоположных принципов сохранения и изменения.

В том сходство вариаций с куплетной формой в вокальной музыке вариации м. Существует несколько типов вариационной формы: Кол-во вариаций практически неограниченно, то есть эта форма разомкнута, но обычно вариаций бывает не больше Бетховен 32 вариации; Гендель Пассакалия g-moll: У Генделя очень важная героика: Вариации на basso ostinato. Вариациями на basso ostinato называется такая форма, которая основана на неизменном проведении темы в басу и постоянном обновлении верхних голосов.

У романтиков - Брамс. Их используют все крупные композиторы. В вокальной музыке применяется в хорах И. Обычно её характер очень обобщённый. Множество тем представляют собой нисходящее движение от I к V ступени, часто хроматическое.

Бывают темы менее обобщенные и более мелодически оформленные Бах. Пассакалия до минордля органа. В процессе варьирования тема может переходить в верхние голоса Бах. Пассакалия до минордля органа , фигурированно изменяться и даже транспонироваться в другую тональность Букстехуде.

Пассакалия ре минор для органа. В силу краткости темы часто имеет место объединение вариаций попарно по принципу сходной фактуры верхних голосов. Границы вариаций не всегда четко совпадают во всех голосах. Если этот принцип проводится на протяжении всего произведения, целое трудно назвать вариациями, так как нельзя признать вариациями проведения баса в нижнем голосе без учёта верхних.

Завершение цикла может выходить за пределы вариаций. Этот тип вариаций очень распространен у венских классиков. Другое название вариаций — фигурационные вариации. Кол-во вариаций не велико часто не более Как правило мало индивидаульно. Чтобы можно было ее интересно развивать. Суть данного типа вариаций в том, что мелодия тема окружается фигурацией задержанием, проходящими звуками и др. Важнейший принцип развития — уменьшение длительностей — диминуция. Этот принцип обычно быстро иссякает и чтобы его продлить обычно используют передачу темы из голоса в голос.

Еще очень важное средство временная смена лада. Благодаря этому образуется группировка вариаций напоминающую трехчастность. Орнаментальные вариации — это как правило строгие вариации: В1- поочередно; В2 — певучесть, разложенные аккорды, нет пункт. В3 — умньшение длительностей, тема сохраняется, синкопы В4 — звучит тема, нет повторений, диалог регистров, выполняет функцию репризы, коды, темы, переход к финалу. Стимул развития заложен в теме.

Которая реализуется в 2в и 3в и подытоживается в 4в. Напоминает модель сонатного цикла 1ч — в, 2ч — 5в, 3ч. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Похожие документы
Крюинг эль виктор
Где бывает опоясывающий лишай

Комментарии
  • Бретонцы сравнимы не только в цепи, но и в бою на разногласиях, так что кинетикой сажи не уступают редгардам или имперцам. В Российской теории музыки под периодом понимается только устойчивое экспозиционное изложение темы.